Подвиг челюскинцев

Тринадцатого февраля 1934 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. Экипаж судна успел эвакуироваться на лед. Два месяца в ледовом лагере жили и трудились 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей.

«Челюскин» должен был повторить подвиг ледокола «Сибиряков», впервые в истории мореплавания прошедшего в 1932 году за одну летнюю навигацию путь из Белого моря в Тихий океан. Северный морской путь был кратчайшим маршрутом между восточной границей СССР и западной, и в 1933 году правительство поставило задачу обеспечить движение транспортных судов (а не только ледоколов, которых у СССР было мало) по всей трассе. Возглавил экспедицию знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт, капитаном корабля был назначен Владимир Воронин (капитан дальнего плавания с большим опытом).

Пароход «Челюскин», построенный на датских верфях в 1933 году, назвали в честь участника Великой северной экспедиции 1733 – 1743 годов Семена Челюскина, первым описавшего мыс, позже названный его именем.

Рано утром 16 июля 1933 года «Челюскин» покинул Ленинград и взял курс на Мурманск. Экспедиция должна была пройти из Невы во Владивосток.

Поначалу плавание шло успешно. Первые льдины встретились в Карском море. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно, а 1 сентября он достиг мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован ими. В течение месяца поврежденный «Челюскин» из последних сил проталкивался сквозь льды, но большей частью дрейфовал вместе с ними. В начале ноября благодаря удачному дрейфу во льдах он вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались каких-то 5 километров, но достичь ее судно было не в состоянии. Лед пробовали взрывать, но и это не привело к успеху. «Челюскин» был увлечен назад в Чукотское море. Получив повреждения, он вмерз в большую льдину и почти пять месяцев дрейфовал с ней.

Развязка наступила 13 февраля 1934 года. В полдень лед стал сдавливать корпус судна все сильнее. Листы обшивки треснули, внутрь начала заливаться вода. Для «Челюскина» настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации. Паники не было. Каждый отвечал за свой участок работы. Экипаж стал срочно выгружать на лед продовольствие и оборудование. Через несколь-ко часов «Челюскин» с грохотом исчез. За это время удалось спасти весь экипаж. Последними с корабля сходили Шмидт, капитан Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич, которого на палубе неожиданно раздавило упавшими бочками. Он стал единственной жертвой кораблекрушения.

В результате катастрофы на льду оказались 104 человека: восемь человек по разным причинам покинули пароход еще у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина.

Шмидт объявил о начале зимовки. В условиях Крайнего Севера, находясь на льдине, которая могла в любой момент треснуть, не ожидая скорой помощи, участники экспедиции прожили два месяца. Это было время напряженного труда, самоотверженной борьбы со стихией и постоянной опасности. Из перенесенных с борта «Челюскина» на лед материалов построили бараки и пекарню. Челюскинцы даже наладили выпуск стенгазеты, а Шмидт читал лекции по философии, что, безусловно, помогало людям, оказавшимся в критическом положении.

Эпопея по спасению людей началась на следующий день после происшествия. Сначала пытались пробиться к льдине на собачьих упряжках, но неудачно. Оставалась надежда лишь на авиацию. И летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции, в тяжелейших погодных условиях по неисследованной трассе вывезли всех участников экспедиции, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

Летчики, спасшие челюскинцев со льдины, стали первыми героями Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденами Красной Звезды (103 человека, включая погибшего Б. Могилевича). За помощь при спасении челюскинцев ордена Ленина были удостоены и двое американских бортмехаников – Клайд Армстед и Уильям Левери.

Опыт «Челюскина» учли уже в самом ближайшем будущем. Были построены новые грузовые суда, ледоколы, создана полярная авиация. Наконец, лагерь Шмидта стал прелюдией создания первой дрейфующей станции – «Северный полюс». С 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути. Многовековая эпопея поиска северовосточного прохода в Тихий океан была завершена.

Подготовила Гульдар КАЗЫЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.