Салавату Юлаеву посвящается…

Удивительное, как говорится, рядом: энтузиасты из Башкирии решили совершить в июле текущего года автопробег в Эстонию, в город Палдиски, где отбывал пожизненную каторгу герой крестьянской войны легендарный Салават Юлаев. Вы, конечно же, знаете эту грустную историю.

Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

Идея отличная, я и сам бы с удовольствием отправился в аналогичную поездку, но не автомобильным транспортом, а самолетом, чтобы больше времени уделить изучению мест, где 25 лет жизни провел сын башкирского народа Салават. Все-таки много пробелов в той части истории. Например, нет информации о том, как содержались узники крепости Рогервик, как жил сам Салават все эти 25 лет, как он умер и где похоронен. Думаю, все местные архивы уже подробно изучены, но я верю в удачу историка, который может обнаружить то, что лежит у всех на виду, но так и остается незамеченным.

Но вернемся к нашим энтузиастам. «Аргументы и факты» в Башкирии пишут, что инициатором автопробега является юрист Ильдар Габдуллович Камалетдинов. Я не знаком с ним, но заочно этот человек мне симпатичен, как и все те, что пытаются разобраться в прошлом, переосмыслить былое, чтобы двигаться в будущее более осознанно. Надеюсь, ему удастся реализовать свои планы и если не приоткрыть завесу над тайной содержания и гибели Салавата в Рогервике, то хотя бы почтить память всех узников царской каторги.

Единственное, что меня смущает в интервью, данном «Аргументам» Ильдаром Габдулловичем, это упоминание Салавата в качестве жертвователя на строительство православного храма. Возможно, что и есть такие свидетельства, но в статье они не приводятся. И не сказать, что я не верю в саму возможность такого поступка Салавата и его товарищей-христиан. Просто вызывает сомнение, что у каторжан вообще имелись средства на руках. Ведь согласно историческим документам, крепость Рогервик так и не была толком достроена и после смерти Петра I — зачинателя строительства балтийских крепостей, пришла в совершенный упадок. В Рогервике к 1800 году оставалось не более десятка заключенных и небольшой караул.

Вот первая цитата в пользу моих выводов:

«По проекту инженера Любераса островную крепость предполагалось соорудить из семи фронтов, из которых два выходили к заливу для обеспечения огневого прикрытия мола. Длина фронтов крепости составляла более 4- х км. Материковая крепость была несколько меньших размеров. Она состояла из 5-ти фронтов общей длиной 1,5 км. Однако этот проект не был осуществлён. Из всего оборонительного комплекса была построена лишь крепость на материковом берегу залива, сооружение которой завершилось в 1768 г., хотя часть куртин и бастионов крепости были возведены ещё при жизни Петра I.» *

И не стоит забывать, что Салават Юлаев, Канзафар Усаев и другие бунтари являлись особыми преступниками. Не уголовными, а скорее политическими. И содержались они, скорее всего, в кандалах всю оставшуюся жизнь. И режим их содержания был строжайший. Спрашивается, как же они смогли заработать деньги, которые жертвовали на храм? И даже если предположить, что деньги у них все-таки были, то каким образом они смогли передать деньги храму, минуя охрану? Был ли этот взнос добровольным?

Вторая цитата:

«Изнурительная тяжёлая физическая работа, сырой климат, большая скученность, скудное питание, антисанитарные условия приводили к массовым заболеваниям и гибели каторжан. Только в течение 1753-1756 годов из присланных 1324 каторжан умерло 1310 человек, а в 1758 г. только за март и апрель в острогах погибло 244 человека. Одной из основных причин такой большой смертности было и то, что царское правительство просто «забывало» отпускать деньги на содержание горожан, обрекая их тем самым на болезни и голодную смерть. Поэтому среди каторжан часто возникали волнения, а порой и побеги. На Рогервикскую (Балтийскую) каторгу ссылались не только люди, совершившие уголовные преступления; львиную долю здесь составляли участники народных восстаний. Были сосланы в Рогервик и участники крестьянской войны 1773- 1775 годов – пугачёвцы.» *

В общем, есть повод сомневаться в правдивости версии о жертвованиях Салавата и других заключенных на храм. И жаль, что она преподносится в уважаемых СМИ как едва ли не реальный исторический факт, пусть и устами респондентов, далеких от истории.

Надеюсь, мои размышления на данную тему не обидят никого. Это мое сугубо личное субъективное мнение. Буду рад услышать и ваше. Пишите!

P. S. Оставил комментарий к статье Юлии Байджановой из «АиФ».

Комментарий к статье

Источник иллюстрации

* По материалам краткого исторического очерка Мацеевич Л. В. «Об истории основания и развития города Палдиски».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.